НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ – 2024
Семь из десяти россиян знают о реализуемых в стране национальных проектах. Больше всего люди осведомлены о таких направлениях, как «Демография» и «Здравоохранение», а лидером по конкретным мерам остаётся материнский капитал, о нем знают практически все.
МОСКВА, 13 января 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса об отношении россиян к реализации национальных проектов.
О нацпроектах в целом…
Национальные проекты России — это масштабные программы, направленные на достижение значимых изменений в различных сферах общественной жизни, улучшение качества жизни граждан и укрепление позиций страны в глобальной перспективе. Декабрьский замер ВЦИОМ показал, что информированность россиян о национальных проектах остается неизменной в течение последнего года: в среднем о них известно 73% наших сограждан, неизвестно 26% (аналогичные цифры были получены в прошлом году и в августовском замере этого года). По всей видимости, уровень информированности достиг «плато», несмотря на возможные изменения в освещении проектов или запуск новых инициатив. Иначе говоря, достигнут предел охвата аудитории при текущих коммуникационных усилиях.
… и в частности
Возглавили рейтинг наиболее узнаваемых национальных проектов федерального масштаба НП «Демография» и «Здравоохранение», о них суммарно знают/что-то слышали по 77% и 74% опрошенных соответственно. В топ-5 вошли также: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (73%), «Образование» (72%) и «Безопасные качественные дороги» (70%). В меньшей степени осведомлены россияне оказались о проектах «Платформа университетского технологического предпринимательства» (21%), «Международная кооперация и экспорт» (24%) и «Передовые инженерные школы» (30%).
В целом об отдельных направлениях в рамках реализации нацпроектов россияне осведомлены чуть хуже, чем о нацпроектах в целом – средний уровень информированности, рассчитанный по 117 замеряемым мероприятиям, в декабре текущего года составил 58% (-5 п.п. к декабрю 2023 г.). Самым узнаваемым из них остается материнский капитал, с данной мерой государственной поддержки семей с детьми известно абсолютному большинству наших сограждан (98%). Хорошо знакомы опрошенным и такие меры как:
•диспансеризация населения (знают/что-то слышали 90%);
•использование раздела «Здоровье» на портале госуслуг для записи к врачу, доступа к электронным мед. Документам, получению рецепта и т.д. (88%);
•раздельный сбор и переработка мусора (88%);
•семейная ипотека (88%);
•льготная ипотека (88%);
•расселение аварийного жилья (87%);
•благоустройство городской среды (87%);
•перевод социально значимых госуслуг в электронную форму (86%);
•ремонт и строительство дорог (85%).
Направлениями-лидерами по приросту информированности за последний год стали:
•туристический портал «Путешествуем.рф» (+ 13 п.п. с декабря 2023 г., до 49%);
•система долговременного ухода (+8 п.п., до 37%);
•Обучение школьников и взрослых в области искусственного интеллекта (+6 п.п. до 65%) и мероприятия программы «Активное долголетие» (+6 п.п., до 42%).
Курс на развитие
В основном россияне замечали, что в течение последнего года органы власти стали больше поддерживать значительную часть НП. Прежде всего речь идет о таких НП как «Развитие цифровой экономики» и «Развитие отрасли беспилотных летательных аппаратов гражданского назначения» (по 68%), а также о НП «Развитие внутреннего туризма» (65%), «Модернизация транспортной инфраструктуры» (60%), «Рост производства российской продукции» (59%), «Благоустройство населенных пунктов», «Качество и безопасность дорог» (по 56%), «Состояние науки» (49%), «Состояние экологии», «Забота о здоровом образе жизни населения» (по 44%).
Отмечают опрошенные и позитивные перемены, происходящие в ходе реализации национальных проектов. Наиболее заметными за последний год стали следующие из них (представлены топ-5, по мере убывания доли согласившихся с суждением):
•благоустраивается городская среда: появляются новые детские и спортивные площадки, парки, скверы, набережные (89%);
•выросло количество онлайн-сервисов в сфере госуслуг (88%);
•стало больше производиться российской продукции (79%);
•стало больше понятной информации о местах, которые можно посетить, и туристических услугах (79%);
•стало больше разнообразных туристических предложений (78%).
Данные собраны в ходе трех Всероссийских опросов ВЦИОМ, проведенных в период с 3 по 9 декабря 2024 г. В опросах, посвященных разным национальным проектам, приняли участие 1600, 1600 и 2000 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Знаете ли Вы что-то о национальных проектах или нет?
(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)
июн.22дек.22июн.23дек.23авг.24дек.24
Да, знаю хорошо101010151515
Да, что-то слышал565854585858
Нет, слышу впервые333136262626
Затрудняюсь ответить110111
Скажите, Вы знаете, слышали о реализации в России следующих национальных проектов или слышите сейчас впервые? (закрытый вопрос, один ответ по каждому нацпроекту, % от всех опрошенных, представлена сумма положительных ответов («да, знаю», «да», что-то слышал»))
Декабрь 2024Прирост в сравнении с 9-й волной (август 2024 г.), в п.п.Прирост в сравнении с прошлым годом (декабрь 2023 г.), в п.п.
«Демография»77+10
«Здравоохранение»74-2+1
«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»*73-1-3
«Образование»72-20
«Безопасные качественные дороги»70-2-4
«Жилье и городская среда»66-3-3
«Экология»660-1
«Культура»66+1+2
«Туризм и индустрия гостеприимства»63-1-2
Федеральный проект «Спорт-норма жизни»620+2
«Цифровая экономика»55-2-3
«Модернизация транспортной инфраструктуры»**54-1-4
«Наука и университеты»48-2-5
«Беспилотные авиационные системы»***38-1-2
«Производительность труда»****34-1+1
Федеральный проект «Передовые инженерные школы»*****30+20
«Международная кооперация и экспорт»240-1
Федеральные проект "Платформа университетского технологического предпринимательства"21-1 -
* До декабря 2023 г. вариант звучал «Малое и среднее предпринимательство».
** В декабре 2021 г. вариант ответа звучал «Модернизация и расширение транспортной инфраструктуры», в декабре 2022 г. – «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».
*** Новый вариант, добавлен в анкету в декабре 2023 г.
**** В декабре 2021 г. вариант ответа звучал «Производительность труда и поддержка занятости».
***** Новый вариант, добавлен в анкету в июне 2023 г
Информированность о мероприятиях национальных проектов*
(закрытый вопрос, один ответ по каждому мероприятию, % от всех опрошенных, представлена сумма положительных ответов («да, знаю», «да», что-то слышал», представлен топ-10 и лидеры по годовому приросту информированности))
Декабрь 2024Прирост с декабря 2023 г., в п.п.
Материнский капитал98-1
Диспансеризация населения90-2
Использование раздела "Здоровье" на портале госуслуг для записи к врачу, доступа к электронным мед. документам, получению рецепта и т.д.88-1
Раздельный сбор и переработка мусора88-1
Семейная ипотека88-2
Льготная ипотека88-4
Расселение аварийного жилья870
Благоустройство городской среды87-2
Перевод социально значимых госуслуг (запись в кружки и секции, Европротокол-онлайн, поступление в вуз онлайн, Госуслуги авто и др.) в электронную форму86-3
Ремонт и строительство дорог85-1
Среднее (по всем 117 замеряемым мероприятиям нацпроектов)58-5
Лидеры по годовому приросту информированности (топ-3)
Национальный туристический портал Путешествуем.РФ**49+13
Система долговременного ухода37+8
Обучение школьников и взрослых в области искусственного интеллекта65+6
Мероприятия программы «Активное долголетие»***42+6
* В таблице приведены распределения ответов на следующие вопросы: «О каких мероприятиях, проектах национального проекта «Демография» Вы знаете, слышали?», «О каких мероприятиях, проектах национального проекта «Здравоохранение» Вы знаете, слышали?», «О каких мерах нацпроекта «Экология» Вы знаете, слышали?», «О каких мероприятиях, программах национального проекта «Жилье и городская среда» Вы слышали, знаете или слышите впервые?», «О каких мероприятиях, программах национального проекта «Безопасные качественные дороги» Вы знаете, слышали?», «О каких мероприятиях, программах национального проекта «Цифровая экономика» Вы слышали, знаете?».
**До декабря 2023 г. формулировка была: «Национальный туристический портал Russia.Travel». Изменение формулировки могло повлиять на прирост в уровне информированности.
***»С сентября 2020 г. по июнь 2022 г. использовалась формулировка «Программа «Активное долголетие».
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: