Рекламный баннер 990x90px ban1
81.14
92.22

Сунженская Центральная библиотека

Сунженская Центральная библиотека
Мастер-класс "Искусство декламации" к Всемирному дню поэзии и в рамках проекта "Культура для школьников"

Художественное чтение известно с античных времен. Древняя Греция славилась декламацией поэтических произведений поэтамиПоказать ещё импровизаторами.

В древней Руси  художественным чтением занимались сказочники, скоморохи. Но особую популярность публичное исполнение художественного слова приобрело в девятнадцатом веке. Широко известны авторские чтения  тех времен. Очень хорошо читали  стихи Пушкин, Гоголь, Островский, Есенин, Маяковский.

Основоположником профессионального художественного чтения в России, является Щепкин,  организовавший  литературные вечера. На знаменитых вечерах Щепкина, актеры декламировали стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко.

В более поздний, советский период, художественное чтение оформилось в самостоятельный эстрадный вид искусства. Хорошо известен с тех времен театр одного актера, основанный Яхонтовым.

К сожалению, в современных школах нет отдельного предмета по художественному чтению. Детей учат выразительно читать, на уроках литературы.

Но, почти в каждой школе проводятся конкурсы чтецов. Можно ли научиться декламировать стихи? С одной стороны, нужен дар декламатора, актера, оратора.

С другой стороны – даже имея дар, но, не упражняясь, не развиваясь, не достигнешь желаемого.

Вернемся к древней Греции. Какими методами пользовались древние греки, обучаясь декламации? Учитель произносил предложенный ученику текст, подчеркивая мелодичность и ритм, ученик же должен был повторить за учителем.

Но при обучении декламации, учитывалась не только мелодичность стихотворения и его ритмика, но и смысл. Чтец должен научиться, произнося слова, раскрывать их внутреннее содержание, используя интонацию. Вот, такая непростая задача.
Учимся декламировать стихи
Техника речи и постановка дыхания
«Искусству пения, как и всякому другому искусству должно предшествовать известное механическое умение».
Гете

Обучение чтению стихов сродни обучению пению. Главный инструменты, как певца, так и чтеца – это голос и дыхание.

Декламируемое стихотворение, должно быть хорошо слышимо. Поэтому, чтецу, как и певцу необходим хорошо поставленный голос. Немало важно работать над  дикцией – ясным и отчетливым произношением. Речь чтеца должна соответствовать нормам   литературного языка – орфоэпии.

Работа над техникой чтения проводится  по четырем основным направлениям:  дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

Поговорим о дыхании. С одной стороны, дыхание – это рефлекторный процесс. Мы не обращаем внимания на то, как мы дышим. Но с другой стороны, правильное дыхание необходимо не только при декламации, но и для общего состояния нашего здоровья.

В процессе дыхания участвуют различные группы мышц.

При поверхностном или верхнем дыхании,  вдох и выдох происходит за счет сокращения верхних мышц грудной клетки. При таком дыхании задействованы только верхушки наших легких.

Грудное дыхание происходит за счет сокращения межреберных мышц. При таком дыхании, главная дыхательная мышца – диафрагма, остается малоподвижной.

Диафрагмально-реберное дыхание -  вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Для декламации стихотворений, или произнесения  проповеди, обычного физиологического дыхания недостаточно. 

 Необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле.

Упражнения  для тренировки   речевого дыхания:

упражнение 1(д). «Свеча» — тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.

Упражнение 2(д). «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!

Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза.

Упражнение 3(д). «Погасить 3,4,5,6… 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2—3 раза.

Источник: Университет Риторики и Ораторского искусства.

8607

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы